Рынок консолей существует уже довольно долго, за это время он очень сильно вырос, оформился и начал приносить доходы, в разы превышающие доходы рынка PC. Тут-то в начале третьего тысячелетия на него и обратил своё чуткое внимание софтёрный Microsoft и осенью 2001 выпустил свою первую игровую прставку X-Box.


Что же представляет собой X-BOX? Впервые мир услышал о X-BOX 10 марта 2000 года на конференции разработчиков игр (GDC) в Сан-Хосе, Калифорния в США. Здесь корпорация Microsoft официально аннонсировала игровую консоль, обладающую большими возможностями и по производительности превосходящую SONY PlayStation 2, а также продемонстрировала работу опытного образца. В продаже игровая консоль X-BOX впервые появилась 15 ноября 2001 г. в Нью-Йорке.

X-Box имеет 4 разъема на передней панели для подключения джойстиков, которые помимо своей основной функции, могут служить для подсоединения различных дополнительных устройств и объединения приставок между собой. Джойстик X-Box требует отдельного описания, т.к. представляет собой весьма нестандартное решение в этой области. Изначально внимание привлекают две аналоговые ручки, расположенные в двух противоположных углах. С левой стороны стандартная цифровая крестовина и одна из аналоговых ручек расположены таким образом, чтобы расстояние между ними и пальцем было одинаковым, что позволяет в любой момент легко переключиться с одного типа управления на другое. Справа расположены 6 кнопок: A, B, X, Y и 2 дополнительные. Все кнопки работают в аналоговом режиме. Посередине между крестовиной и правой аналоговой ручкой находятся стандартные клавиши Select и Start. На свой тыльной стороне джойстика находятся два порта USB для подключение карты памяти и других устройств.

На задней панели расположены: разъем для подключения шнура питания, Multi AV - порт и разъем, похожий на большое телефонное гнездо - это Ethernet - порт. Multi AV - порт предназначен для соединения устройства с обычным телевизором, с телевизором системы высокой четкости системы HDTV или с монитором. Ethernet - порт служит для связи с интернетом, а так же через него можно соединить непосредственно две игровые консоли X-BOX для сетевой игры.

По техническим характеристикам X-BOX на момент своего выпуска (2001) превосходила  вcе аналогичные игровые приставки, такие как SONY PlayStation 2, CameCube и DreamCast. Рассмотрим подробнее характеристики игровой консоли и её компоненты в сравнении с Playstation 2.

Данные x-Box Playstation 2
Центральный процессор Intel Pentium 3 733 MHz 300MHz, своя разработка
Графический процессор nVidia - 233 MHz
150MHz Emotion Engine, оригинальная разработка Sony
Общая память 64 MB с возможностью расширения 32 MB оперативной, 6MB видео памяти.
Скорость пересылки данных 6.4 Гб. в секунду 3.2 Гб. в секунду
Количество выводимых полигонов 300 миллионов в секунду 66 миллионов в секунду
Количество текстурных полигонов 100 миллионов в секунду 20 миллионов в секунду
Количество налагаемых текстур за один проход 4 1
Скорость заполнения сцены без текстур 4.8 гигапикселов в секунду (с полноэкранным сглаживанием) 2.4 гигапикселов в секунду
Скорость заполнения сцены - 1 текстура 4.8 гигапикселов в секунду (с полноэкранным сглаживанием) 1.2 гигапикселов в секунду
Компрессия текстур Есть (8:1)  Нет
Полноэкранное сглаживание Есть Нет
Поддержка микрополигонов Есть Нет
Устройства хранения информации 4х DVD-ROM, 8 Гб HDD, memory card 2x DVD-ROM, 8Мб memory card
Количество аудиоканалов 256 48
Поддержка 3D Audio EAX 2.0 A3D
Поддержка MIDI DLS2 Есть Нет
Аппаратный декодер AC3 Возможно Нет
Модем Внешний Внутренний
Проигрывание DVD - фильмов аппаратная программная
Максимальное разрешение (HDTV) 1920х1080 1280х1024
Максимальное разрешение при включённом кадровом буфере (2х32bpp) и Z-буфере 1920х1080 540х480
Поддержка HDTV Мощная Частичная
Дата выхода 15 ноября 2001 4 марта 2000

Объединенная архитектура памяти консоли X-BOX подразумевает то, что объем памяти в 64MB используется и процессором и графическим чипом.

Жесткий диск применяется для: кеширования данных, изменяющихся в процессе игры; как буфер для хранения данных с DVD - диска перед началом игры; для хранения файлов с записью текущего состояния игры (сейвов); для хранения демоверсий игр. Объем винчестера не так уж и велик по сегодняшним меркам, всего 8 гб, однако учитывая то, что операционная система X-BOX очень компактна, а игры хранятся на DVD-дисках, такого объема вполне хватает.

Максимальное разрешение вывода видеоинформации возможно реализовать только при подключении игровой консоли к телевизору высокой четкости (HDTV), с обычным телевизором получиться разрешение только 640x480. Весьма полезное свойство видеочипа X-BOX состоит в том, что он позволяет перестраивать стандарт вывода видеосигнала. Без проблем можно использовать телевизоры с системой цветности как 60 Hz NTSC, так и 50 Hz Pal / SECAM. Для ранее выпускавшихся SONY PlayStation приходилось под различные стандарты телевизионного сигнала выпускать разные версии игровых консолей или применять дополнительный внешний конвертор телесигнала.

В 2005 году, анонсировав выпуск "игровой приставки нового поколения" X-Box 360, Microsoft прекртила выпуск и поддержку играми своей первой X-Box. В настоящее время её уже трудно найти в продаже, но до сих пор на неё существует спрос, как на недорогую и довольно произодительную систему для игр и просмотра фильмов.
ФОТО: